Основная информация
Босфор — пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Чёрное море с Мраморным, а в паре с Дарданеллами со Средиземным. Босфор является частью внутриевразийской границы. На обеих сторонах пролива расположен исторический город Константинополь, ныне Стамбул.
Босфор не очень широк и не очень длинён. Самое широкое место Босфора - 3,7 км. Самое узкое - 750 м. Кстати, в этом самом узком месте был некогда наведен первый мост через Босфор. Он был плавучий. И построил его персидский царь Дарий, в своем походе на скифов. Это было 2,5 тысячи лет назад. Войска (700 000 человек) Дария, соорудили мост, за очень короткий срок. Длина Босфора (путь от Чёрного до Мраморного Моря) - 30 км. Глубина же колеблется от 27 до 120 метров.
В IV в. до н. э., тысячелетия назад, остроконечный мыс, омываемый водами пролива, получил имя "Босфорус". Слово "Босфор" означает по-древнегречески "Коровий брод".
Своим именем Босфор обязан греческому мифу об Ио - дочери аргосского царя Инаха, которую полюбил Зевс. Пытаясь спрятать любовницу от ревнивой жены - Геры - Зевс превратил Ио в белую корову. Но Гера была не лыком шита, и потребовала, чтобы эту корову принесли ей в жертву. Зевсу удалось предотвратить гибель Ио и организовать ей побег. Ио долго скиталась по разным частям античного мира, а во время ее пребывания на территории сегодняшнего города Стамбула, была вынуждена пройти по сегодняшнему Босфору. Ио избрала водный путь к спасению, нырнув в синеву пролива, который с тех пор и называется «коровьим бродом» или Босфором.
В завершении этой истории Ио добралась до Египта, где ей удалось принять прежний облик и родить от Зевса сына Эпафа - родоначальника различных греческих героев, самыми известными из которых являются Персей и Геракл. Считается, что Ио известна нам и как египетская богиня Исида. А согласно мифам, во время своих странствий она забредала в район Кавказских гор, где видела прикованного к горам Прометея.
Османы знали, что завоевание города возможно лишь с установлением контроля над Босфором. Таким образом, до завоевания города, османы сооружают крепости Хисары, Анатолийскую и Румелийскую. После завоевания Стамбула, османские падишахи начали сооружать замки, виллы, летние резиденции и жить в них. Сначала, сооружения строились в близких к центру города прибрежных частях Босфора, затем, с появлением в XIX веке пароходов, летние резиденции начали строиться на более дальних прибрежьях пролива. В первое время, на прибрежьях Босфора, располагались рыбачьи посёлки. Спустя некоторое время, падишахи, в целях усмирения своих вельмож и дворцовой знати, начали дарить им деревянные дворцы и летние виллы. С установлением республики, строительство зданий нанесло большой урон окружающей среде, проливу, красотам Босфора. Все побережья Босфора, застроенные летними дворцами, виллами, на своих территориях имеют еще "бетонные здания", заполнившие исторические красоты. Но, невзирая на это, Стамбул очаровывает исключительно всех - и местных жителей, и туристов.
Берега пролива соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершен в 1973) и Мост Султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988) в 5 км к северу от первого моста. Планируется строительство третьего автодорожного моста но место строительства правительство Турции держит в секрете, чтобы избежать роста цен на землю. В настоящее время идет строительство железнодорожного тоннеля «Marmaray» (срок окончания — 2008 год), который объединит скоростные транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и азиатской частях города.
Научно доказано, что Босфор образовался лишь 7500 лет назад. Прежде, уровень Чёрного и Средиземного морей был существенно ниже и они не были связаны. В конце последнего ледникового периода в результате таяния крупных масс льда и снега уровень воды в обоих водоёмах резко повысился. Мощный поток воды всего за считанные дни пробил себе дорогу из одного моря в другое, об этом свидетельствуют рельеф дна и другие признаки.
Древние греки Босфором также называли Керченский пролив — Боспор Киммерийский.
Босфор является одним из важнейших проливов, так как обеспечивает доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных продуктов, большую роль в экспорте через Босфор играет нефть из России и Каспийского региона.