История Кавна уходит корнями глубоко в прошлое.
Некоторые историки считают, что поселение возникло еще за полторы, а то и две тысячи лет до нашей эры, хотя прямых доказательств этих теорий нет. В античных мифах есть упоминание о том, что город основан легендарным героем Кавном, сыном Милета, полусмертного-полубога, рожденного Аполлоном, или Фебом (Милету приписывают основание одноименного города на берегу Эгейского моря). Трагическая любовь Кавна и его родной сестры Библиды, согласно преданиям древних греков, привела к его изгнанию; после странствий по Карии (так в античные времена называли юго-запад современной Турции) Кавн пришел на берег Средиземного моря, где и основал соименный город. Этот эпизод описывает великий поэт Овидий в своих "Метаморфозах":
Библида стала пылать вожделением к брату — потомку
Феба. Его не как брата сестра, не как должно, любила.
Не понимает сама, где страстного чувства источник;
В помыслах нет, что грешит, поцелуи с ним часто сливая
Или объятьем своим обвиваючи братнину шею.
Долго вводило ее в заблуждение ложное чувство.
Мало-помалу оно переходит в любовь: чтобы видеть
Брата, себя убирает она, казаться красивой
Хочет и всем, кто краше ее, завидует тайно.
Все же сама не постижна себе; никакого желанья
Не вызывает огонь; меж тем нутро в ней пылает.
Иную версию приводит Геродот: рассказывая о карийцах, он особенно выделяет жителей Кавна:
Что до кавниев, то они, мне думается,– исконные жители [материка]; сами же они тем не менее считают себя пришельцами с Крита. Похож ли их язык на карийский или, наоборот, карийский схож с кавнийским, я не могу это точно решить. По обычаям же они сильно отличаются не только от карийцев, но и от всех прочих народов.
Геродот также указывает на замысловатый местный пантеон, в котором нашлось место как карийским, так и ликийским мифическим сюжетам, а также отмечает несколько интересных обычаев кавнийцев:
- употребление вина с малых лет,
- любовь к большим застольям,
- шумные военные собрания (вероятно, в качестве демонстрации своей силы; достоверно известно, что наемники из Карии несли службу у разных правителей, в том числе их привлекали на свою сторону египетские фараоны).
Как бы то ни было, современные историки чаще всего указывают в качестве вероятного времени основания Кавна X или IX век до нашей эры (главным основанием датировок служит находки археологов, в том числе осколки амфор, датируемых ориентировочно 850 годом до н.э.). В древние времена город назывался Кбид.
К середине VI века это был уже значимый полис, имевший большое значения для морской торговли в регионе. Нынешние озера Ала и Сюлюклю, расположенные в устье Дальяна, тогда еще были единым морским заливом, что позволяло морским судам и кораблям причаливать в порту Кавна, располагавшемся севернее пляжа Изтузу.
В середине VI века вся Малая Азия оказался в руках пришедших с востока персов. Известно предание о том, что один из жителей Кавна, осажденного лично царем Киром, сумел хитростью завлечь часть войска персов в воды Средиземного моря, где персы захлебнулись. На самом деле полис был захвачен полководцем Гарпагом. Геродот пишет о том, что жители Кавна взяли пример с ликийцев, оказавших сопротивление многократно превосходящему войску персов, однако силы были неравны, в результате чего Гарпаг взял город и разорил его.
Владычество персов продолжалось чуть меньше столетия. В середине V века Каунос вступил в Делийскую лигу, также известную как Афинский морской союз. Афиняне, ежегодно получавшие значительную сумму денег от всех городов, входящий в союз, сумели заметно ослабить персов, а заодно и возвели у себя в городе множество строений, которые ныне считают шедеврами античного зодчества. Однако и Каунос рос и развивался; с той поры до наших дней дошли фрагменты акрополя. К концу V века обычно относят возникновение современного названия города.
По Анталкидову миру (договору между греками и персами, заключенному в 387 году) Кария вновь отошла династии Ахеменидов. Римский историк Диодор кратко пересказывает условия мира так:
Греческие города Азии подчиняются Царю...
Имелся в виду, конечно, персидский царь. Однако Артаксеркс II был занят войной с Египтом, в результате чего сатрап Гекатомн фактически стали полновластным правителем региона. Крупнейшим городом и неформальной столицей Карии был Галикарнас, однако и Кавн был весьма видным городом. К этой поре относится создание знаменитых скальных гробниц, которые и видят все туристы, приезжающие в Дальян. Традиция создания подобных захоронений пришла в Кавн с востока, из Ликии. До наших дней сохранилось 9 крупных гробниц (6 на одном склоне и 3 на другом; крупнейшая не окончена) с оформлением в виде фасада античных храмов, а также несколько десятков небольших гробниц, представляющие собой небольшие пещеры и ходы, выдолбленные в камне. Местные гиды любят рассказывать о том, что крупнейшая гробница предназначалась Александру Македонскому, однако документальных подтверждений тому нет. Основными заказчиками считаются местные аристократы. Основным мотивом в создании подобноо некрополя историки считают местные синтетические представления о загробной жизни: ликийские традиции предписывали размещать могилы повыше к небу, а карийские - поближе к воде. Прибрежные скалы оказались идеальным местом.
К этому же времени относится создание городских стен, возведенных при сыне Гекатомна Мавсоле; тогда же возникла дошедшая до наших дней агора и осуществлена перепланировка города. Среди известных уроженцев Кавна - живописец и скульптор Протоген; до наших дней его работы не сохранились, однако известно, что современники отмечали его выдающееся мастерство. Помимо его работ античные историки упоминали необычное соревнование, которое состоялось между ним и другим выдающимся античным живописцем - Апеллесом из Колофона. Этот эпизод подробно описан Плинием: Апеллес приехал к Протогену, но не застал того дома; найдя кисть и чистый мольберт, о провел изящную тонкую линию, и покинул дом. Вернувшийся Протоген понял, что его навещал Апеллес и провел поверх еще более тонкую линию. Апеллес, повторно навестивший Протогена, сумел нанести кистью еще одну линию, едва различию глазом. Протоген призна высшее мастерство Апеллеса, картина же был сохранена в назидание потомкам на Родосе. Позже она попала в Рим, где и сгорела в 4 году нашей эры.
В 334 году в Малую Азию вторгся Александр Македонский. Кавн не оказался ему сопротивления. После смерти великого завоевателя Кавн некоторое время был де-факто независимым, но в 309 году оказался под властью Птолемея. Любопытный эпизод осады Кавна описывает историк Полиэн в своем труде "Военные хитрости":
Филокл, стратег Птолемея, расположился лагерем у Кавна и, подкупив деньгами ситофилаков (смотрителями за раздачей хлеба), сделал их своими соучастниками. И они в городе возвестили, что будут выдавать воинам хлеб; те же, оставив охрану стен, стали для себя отмеривать хлеб. Филокл, в то самое время напав на лишённый охраны город, захватили его.
Египтяне на протяжении нескольких десятилетий контролировали некоторые прибрежные города, хотя земли, удаленные от моря, оказались поделенными между Селевкидской империи и Пергамом.
Эллинский Кавн процветал: в городе продолжалось строительство (в частности, был возведен храм Аполлона, фрагменты которого дошли до наших дней, а также амфитеатр). Правда, римский ученый Страбон отмечал некоторые нюансы:
В городе Кавне есть верфи и закрытая гавань. Над городом на возвышенности находится крепость Имброс. Хотя окружающая страна и отличается плодородием, но в городе, по общему признанию, летом нездоровый воздух, как и осенью, из-за жары и изобилия плодов. Поэтому всем прожужжали уши анекдоты в таком роде о кифаристе (музыканте) Стратонике, который, увидев, что жители Кавна отличаются особенной зеленоватой бледностью, воскликнул: «Эту бледность имел в виду Гомер:
Листьям в дубравах древесных подобны сыны человеков».
Когда его стали упрекать за то, что он подсмеивается над городом, как над больным, Стратоник ответил: «Неужели я осмелюсь назвать больным город, где даже покойники разгуливают?»
Фрагменты храма Аполлона с колоннами и круглыми постаментами сегодня являются одним из главных экспонатов Кавна.
Во II веке до нашей эры Кавн оказался зависящим от Родоса. Позже вся Малая Азия попала под власть Рима. Серия война в конце II - начале I века, прокатившаяся в регионе, не затронула Кавн, однако усиление влияния римских легионеров, торговцев и чиновников вылилось в несколько погромов. Однако римляне, пойдя на некоторые политические и экономические уступки, лишь упрочили свою власть в регионе. В итоге
Кавн стал частью римской провинции Азия, хотя до некоторого времени и сохранял некоторые льготы и права независимого полиса.
При римлянах в городе также шло активное строительство: был расширен порт и театр, возведены термы (бани) и новые фонтаны, несколько храмов, а также палестра (школа для мальчиков). Театр и сегодня является одним из самых популярных объектов в Кавне: всего он насчитывает 33 ряда сидений. Местами проросшие сквозь камни деревья лишь добавляют ему утонченной руинированной красоты.
Город сравнительно благополучно пережил кризис империи в III веке; столетием позже Кавн, как и весь регион, стал христианским. До наших дней дошли имена нескольких священнослужителей из Кавна, а также руины базилики. Местами на стенах можно разглядеть начертанные или вырезанные в камни древние христианские кресты.
После распада Римский империи город естественным образом вошел в состав Византии, однако начал приходить в упадок: сначала в VII веке он пострадал от арабских набегов, позже - от нескольких землетрясений.
В XI веке из-за сильного заиливания устья реки Кавн потерял значение как порт. Византийцы, до поры до времени успешно сражавшиеся с сельджуками, возвели на территории древнего акрополя небольшую крепость, в которой разместили военный гарнизон, однако к концу XIV века все-таки потеряли контроль над регионом. В 1420-ые годы и без того небольшой город совершенно обезлюдел из-за эпидемий. Чуть позже здания снова пострадали от землетрясений, и турки-османы не стали восстанавливать их. Фрагменты древнего акрополя и византийской крепости видны на небольшом холме с реки.
Город оказался забыт до середины XIX века; в 1840-ые годы Кавн впервые описывают европейские историки. С 1960-ых годов здесь идут археологические исследования (а с 1980-ых - и экологические, ведь руины расположены на территории большой природоохранной зоны Кёйгеджиз-Дальян).
Попасть в Кавн по суше довольно трудно, однако из Дальяна до него легко добраться на лодках.